Детали лодок ПВХ

Главная / Статьи / Лодки / Детали лодок ПВХ

Детали конструкций.

Детали конструкций лодок ПВХ. В первой, гребной категории наиболее ходкими и удобными в обращении оказываются лодки, у которых крой баллонов выполнен с плавными переходами, без изломов, с поднятием на форштевне и ахтерштевне. Баллон разделен на две герметичные секции при помощи эластичных мембран, которые, во-первых, обеспечивают своеобразное резервирование воздуха при повреждении одной из секций баллона, давая возможность вернуться к берегу. А с другой стороны, до некоторой степени компенсируют разницу давления в отдельных секциях. В отличие от надувных моделей прошлого века, баллон которых делился мембранами в диаметральной плоскости судна (ДП), на современных лодках подобные мембраны делят баллон на миделе — тем самым обеспечивая возможность при повреждении баллона сложить лодку пополам и добраться до укрытия.

О «чашках» хочется сказать особо. Дело в том, что это довольно нежное устройство, повреждение которого чревато очень крупными неприятностями. Потрогать и увидеть, чтобы оценить состояние «чашки», невозможно — она вклеена внутрь баллона. Но можно и нужно это делать по косвенным признакам. Если вы накачиваете лодку через один клапан и вдруг обнаруживаете, что накачивается или лодка целиком, или соседние секции баллона — у вас повреждена «чашка» («чашки»). Если, открыв воздушный клапан, вы обнаруживаете, что лодка сдувается вся или две соседние секции — у вас тот же дефект. Повреждение «чашки» чревато тем, что даже незначительное повреждение баллона на одной секции может привести к выходу воздуха изо всей лодки со всеми вытекающими. Поэтому в процессе накачивания воздуха и сворачивания лодки обращайте на эту деталь особое внимание.

Днище лодок первой категории выполнено из одного слоя ткани ПВХ, иногда усиленного рейкой настила (под рейкой настила понимаются 2 листа 8 — 9-миллиметровой водостойкой фанеры, которые ставятся враспор между баллоном и днищем). Подобная конструкция днища позволяет спокойно стоять на нём. Как один из вариантов оформления днища на совсем маленьких лодках может применяться надувная вставка, которая также крепится враспор между баллонами. Но стоять на подобном днище удобно лишь на коленях.

Для лодкок размеров 2,7 — 3,1 м оптимальным вариантом установки банок в лодке будет подвижное — по принципу ликтрос — ликпаз: крепление представляет собой специальный шнур (ликтрос), приклеенный к баллонам, и специальную накладку снизу банки с пазом (ликпаз), повторяющий ликтрос по форме. Еще одним вариантом оборудования места гребца, может быть надувной пуфик, иногда — с такой же надувной спинкой. Пневматические элементы ставятся также в распор между баллонами — и между ними выбирается наиболее удобный для посадки гребца угол.

Гребные лодки, на которых производителем устанавливается навесной транец для мотора, имеют отличие от просто гребных лодок. Оно заключается том, что лодка имеет в корме часть баллона, расположенного перпендикулярно ДП. Именно на нем устанавливаются 4 рыма, отлитых из пластика, на которых и устанавливается транец, пока лодка не надута. После накачки лодки до номинального значения транец надежно фиксируется. Транец обычно рассчитан под мотор мощностью не свыше 3,5 л.с. или под электромотор. К слову, если на лодке предстоит плыть одному, то для создания оптимального ходового дифферента и удобства плавания стоит часть груза разместить ближе к носу. Тогда эффективнее выбирать мотор с управлением газом на румпеле.

В следующей категории — транцевых лодок (которые производителями позиционируются как моторно-гребные) — баллон имеет несколько увеличенный, в сравнении с предыдущими моделями, диаметр. Он поделен на секции точно такими же по конструкции «чашками», так что требования по внимательному к ним отношению — точно такие же.

В этих лодках, помимо объема воздуха, заключенного в баллон, есть и еще один небольшой объем, заключенный в кильсоне. С точки зрения безопасности он мало что дает, а вот на ходовые качества влияет существенно. Благодаря его наличию жесткий настил (на языке судостроителей — пайол, который может выполняться и из водостойкой фанеры и из алюминиевых профилей), поставленный враспор между баллонами, растягивает полотнище днища, задавая килеватость судна. Что мы получаем в итоге? В первую очередь — курсовую устойчивость, и особенно при ходе в небольшую волну. В волну же наличие килеватости позволяет заметно снизить силу ударов в носовой части и брызгообразование.

У небольших лодок этой категории в качестве палубы используется пайол, выполненный из водостойкой фанеры толщиной 9 — 12 мм. Элементы пайола между собой могут соединяться несколькими способами. Например — с помощью лент из ПВХ, это пайол-книжка. Для укрепления такого пайола на лодках, где рекомендован двигатель более 6 л.с., тот может дополнительно скрепляться специальными алюминиевыми стрингерами. А есть и пайолы, части которых скреплены через специальные алюминиевые профили. Транец на лодках выполняется из водостойкой фанеры, в зависимости от рекомендованной мощности мотора его толщина может быть от 12 до 30 мм. Он приклеивается к баллону, как правило, при помощи специальных транцевых профилей, отлитых из ПВХ.

В этой же категории находятся лодки, у которых отсутствует наборный пайол. Конструкторы в данном случае пошли двумя способами. Первый — это создание плоскодонной конструкции на принципах надувного дна низкого давления. О плюсах и минусах подобных решений поговорим чуть позднее, а пока — только факты: при длине 3,5 — 3,8 м получились достаточно легкие суда, которые могут использоваться на малых акваториях с небольшой возможной волной. Второе направление — создание лодок с умеренной килеватостью по технологии надувного дна низкого давления. И надо сказать, что и эти лодки нашли своего покупателя и свою нишу в сегменте лодочной торговли.

Еще одно направление — это создание палубы при помощи плоской надувной подушки высокого давления (до 0,8 атм) — эйрдека, который, опираясь на надувной кильсон, задает требуемую килеватость судну. Для изготовления эйрдека используются различные по плотности виды тканей, но их основной конструктивной особенностью будет наличие своеобразного «гамбургера», слои которого связаны между собой многочисленными нитями.

Лодки повышенной мореходности в первую очередь отличает еще больший диаметр баллона и кильсона, увеличенная толщина транцевой доски. В некоторых моделях используется надувной пол, а может использоваться составной кильсон, изготовленный из водостойкой фанеры, причем секции пайола усилены, обязательно используются стрингера. Транец, как правило, вклеивается на лентах из ПВХ. Подобная технология, отнюдь не снижает прочность вклейки, скорее — даже наоборот.

Теперь — несколько слов о методах изготовления отечественных надувных лодок. Их два: уже ставшая традиционной склейка специальными клеями — например, такими как Bostik Vinycol 1520, для вулканизации которого применяется присадка Desmodur ® RC Bayer AG. Этот клей создает достаточно прочное и долговечное соединение — лодки надежно служат по 10 — 15 лет.

В прошлом сезоне на воду спущены первые серийные отечественные лодки, изготовление которых производилось с применением уже не клея, а специальной сварки. Говорить пока о каком-то важном прорыве в области малого судостроения рановато, слишком мала практика применения подобных лодок на воде. Более-менее объективная картина нарисуется после трех — четырех лет интенсивной эксплуатации.

И в заключение — о применяемой отечественными производителями фурнитуре. Уж больно много нареканий было еще в пару лет назад по лопастям весел, уключинам, клапанам и рымам. Практически все претензии был и обоснованными — и случаи признавались гарантийными. Все это заставило отечественных производителей несколько изменить подход и заняться совершенствованием технологии — с тем, чтобы максимально уменьшить число рекламаций. И, надо отдать им должное, качество заметно выросло. Началось активное использование новых материалов. Так, в частности, ЧП А. Голубева наладило работы с таким интересным композитом, как армированный стекломатом полиамид, который в перспективе может заменить и алюминий, и нержавеющую сталь, применяемую при изготовлении фурнитуры на ПВХ-лодках.

Поиск по каталогу

Каталог товаров